Алексеева Е.В. (РГГУ, Москва)

Правовое сознание в контексте современного информационного сообщества

Правовое сознание в такой сфере как архивная среда еще недостаточно изученный, требующий синтеза, комплексного подхода к проблемам возникновения и складывания норм права и государственности, экономико-политическим аспектам, а так же влияния "нематериального" - историко-антропологического и культурологического факторов.

Архивное законодательство носит ярко выраженный межотраслевой характер, содержащее нормы, относящиеся к разным отраслям права -административного, гражданского, трудового, уголовного. Следовательно, все сильные и слабые стороны этих отраслей права в прошлом, настоящем и будущем влияли, влияют и будут влиять на архивное законодательство, а оно -опосредованно на дальнейшее формирование архивной среды.

Разные социокультурные сообщества заинтересованы в сохранении определенной информации о себе (преимущественно - положительной). Это отражается на традициях и специфике комплектования, собирания, хранения и в, особенности, использования ретроспективной документной информации.

При отношении к архивам как к основной составляющей социальной памяти общества, естественно возникает проблема изучения и сопоставления архивного законодательства различных стран. Особенно актуальным это стало с развитием информационных технологий, в том числе и архивных автоматизированных технологий, позволяющих исследователям не перемещаясь в пространстве - путешествовать "во времени" - получая доступ через компьютерные сети к документам разных временных эпох. Следовательно, в идеале наиболее перспективным, отвечающем информационным запросам общества будет однонаправленное развитие национального архивного законодательства. Для этого, как минимум, необходимо разработка единых подходов к базовым вопросам формирования архивной среды.

Для России, активно разрабатывающей собственное архивное законодательство, важным является изучение зарубежного архивного законодательства, особенно тех стран, чей исторический путь развития (особенно во второй половине двадцатого столетия) имел много общего с нашей страной.

В этой связи весьма интересен опыт по разработке архивного законодательства Сербии. В 1994 году там был принят "Закон о культурных ценностях". Главной особенностью этого закона является то, что в едином правовом пространстве рассматриваются историко-культурные ценности архивов, кинотек, музеев, библиотек. Значительно расширены границы области применения закона; объединены учреждения культуры, имеющие много общего в сфере деятельности: по комплектованию, созданию научно-информационных систем, определению ценности разнообразных исторических источников, доступа и их использования.

На рубеже девяностых годов произошли коренные изменения в государственном и территориальном устройстве Югославии. Трансформировалась государственная и, как следствие, правовая система страны в целом и республики в частности.

При разработке системы правовой защиты культурных ценностей в Сербии ее авторами учитывались международные конвенцию ратифицированные СФРЮ, а затем СРЮ.

Признавая приоритет международного права в вопросах охраны культурных ценностей, разработчики новой правовой системы республики согласовали с ним все соответствующие положения национального законодательства. Таким образом, международные конвенции стали одной из составляющих правовой системы республики по охране культурных ценностей. 

В целом система состоит из нескольких самостоятельных, но тесно взаимосвязанных элементов.

Центральным элементом системы являются Закон о культурных ценностях и подзаконные акты, конкретизирующие и развивающие его отдельные положения.

Второй элемент системы составляют законы из смежных областей, а так же законодательные акты СРЮ, отдельные положения которых непосредственно связаны с вопросами защиты культурных ценностей.

И, наконец, третий составляющий элемент системы - международные конвенции, касающиеся вопросов охраны памятников культуры.

Закон о культурных ценностях регулирует правоотношения, складывающиеся в сфере сбора, хранения, обеспечения сохранности и пользования движимых и недвижимых культурных ценностей. При этом понятия движимых и недвижимых культурных ценностей соотносятся с общепринятым в гражданском праве определением движимого и недвижимого имущества с учетом специфики видов культурных ценностей.

В основной части Закона о культурных ценностях (в дальнейшем -Закон) определяются объекты правовой защиты: "памятники культуры, территориально-культурно-исторические объекты; места археологических раскопок; памятные ("знаменитые") места, связанные с каким-либо историческим событием" (ст.2). Перечисленные объекты в Законе отнесены к группе недвижимых культурных ценностей.

К группе движимых культурных ценностей отнесены: "предметы культуры, представляющие историческую ценность; архивные документы; кинодокументы; старые и редкие книги" (ст.2).

В Законе все движимые и недвижимые культурные ценности подразделяются на две категории, соответственно имеющие "большое и исключительное значение (ст.5). Культурные ценности, относящиеся к категории "исключительное значение" должны обладать следующими признаками: "иметь особое значение для общественного, исторического и культурного развития народа и его национальной истории или его естественного окружения; свидетельствовать о решающих исторических событиях и выдающихся личностях, их деятельности и вкладе в развитие национальной истории; представлять собой уникальные (раритетные) примеры материальной, духовной деятельности своего времени или уникальные примеры из истории окружающего мира, природы; оказывать большое влияние на развитие общества, культуры, техники, науки; а так же иметь исключительную культурную или эстетическую ценность" (ст. 5).

Общими функциями для всех организаций, осуществляющих хранение культурных ценностей, являются следующие: "поиск и учет ценностей, которые подвергаются предварительной (de jure) защите (в том числе и потенциальных фондообразователей); ведение реестра и другой документации о культурных ценностях, а так же их собственниках и держателях; оказание методической помощи по обеспечению сохранности собственниками и держателями культурных ценностей; комплектование, собирание, научно-техническая обработка, обеспечение сохранности, использование, в том числе, подготовка научных работ и публикаций; организация различных форм научно-просветительской деятельности, особенно выставок" (ст.65).

В Законе четко обозначена доминирующая роль государства практически во всех направлениях охраны культурных ценностей, что тесно связывает его с предыдущим архивным законодательством республики социалистического периода

Охрана культурных ценностей является бесспорной обязанностью государства, однако границы его вмешательства в дела культуры должны быть строго ограничены. Эти границы во много определяются традициями, политическим устройством общества, экономической ситуацией и многими другими факторами.

Существующие нормы нравственности и этики в культурной, духовной сферах, к которым относится и архивная среда, должны иметь и имеют определенное место и влияние на формирование сознания. 


Hosted by uCoz